О коммуникации

22 Апреля, 2010


   Исследования показывают, что менеджеры тратят на коммуникативное общение где-то порядка 50% - 80% от их общего времени общения в той или иной степени. Это и не удивительно, так как общение является столь важным для всего, что происходит в организации. Без эффективной коммуникации не может быть практически ни служебной деятельности, ни инноваций, ни понимания клиентов; координацией усилий без эффективной коммуникации трудно управлять, - таковы  ожидания тех, кто должен принимать решения относительно процессов управления.
    Можно также сказать, что многие руководители не обращают должного внимания на набор организационных условий, при которых связи в рамках организации позволяют добиться эффективного управления. Действительно, так как менеджер, который общается неэффективно и не способствует эффективной организационной связи внутри предприятия, вряд ли способен способствовать росту производительности управления. Плохая связь не является самодостаточной, так как устраняется важная "обратная связь" и персонал не испытывает обеспокоенность по поводу общения: так возникает коллизия между персоналом и руководством.
    Короче говоря, вы можете оказывать содействие плохой связи и не знать об этом. С другой стороны, вы сможете видеть симптомы, но не можете определить ваше собственное действенное участие в проблеме. Что можно сделать?
   Для  организации эффективных коммуникаций, независимо от их формы, необходимы три вещи, а именно:
•    все сотрудники должны иметь соответствующие навыки и положительный вектор на хорошее общение. Связь не простой процесс, и многие люди просто не имеют необходимой глубины понимания проблем коммуникации;
•    во-вторых, эффективные организационные связи требуют соответствующих климата и культуры, которые способствует эффективному общению. В частности, это включает климат доверия, открытости, усиление передового опыта общения и общей высокой ответственности за обеспечение эффективной связи;
•    и наконец, в-третьих, эффективное общение, требует внимания. Оно не возникает просто, а развивается в результате преднамеренных усилий со стороны руководства и персонала. Слишком часто и ошибочно, связь понимается как само собой разумеющееся.

    Мы можем определить свою роль в улучшении связи в отношении каждого из названных параметров. Во-первых, если вы хотите улучшить связь, то вам нужно убедиться, что и вы и сотрудники обладают навыками и знаниями, необходимыми для эффективного общения. Это может означать формальное обучение в процессе работы, или  могут понадобиться специальные тренинги для сотрудников в обеспечение хорошей обратной связи с пониманием того, что можно улучшить.
    Климат и культура, играющие важнейшую роль в развитии и воспитании коллектива, призваны обеспечить открытость общения и рост корпоративной эффективности процесса.  Без этого климата, все свои навыки сотрудники будут тратить впустую.
    И далее, нужно перевести связи на первый план в управлении организацией внимания. Если приложить усилия, чтобы улучшить связи, ваши сотрудники проникнутся пониманием, что это важно.
    Подводя итоги, позволим несколько конкретных советов:

    1) Активно запрашивайте мнения о собственных коммуникациях и связях в рамках организации. Создайте опросник для сотрудников:

 Ясны ли формулировки указаний для подчиненных?
 Есть ли предложения по улучшению коммуникаций?
 Каковы претензии в вопросах связей?
   Рассмотрите возможность включения этих вопросов (или им подобных) в анализ процесса управления, или выносите их на собрания персонала.

2) Сделайте оценку своих знаний в общении и понимании.

3)  В работе с персоналом, определите, каким образом вы должны регулировать отношения в этой организации. Добейтесь консенсуса в отношениях:
      Определите порядок решения разногласий.
      Оптимизируйте работу горизонтальных связей.
      Отработайте четкость взаимодействия в вертикальной коммуникации.
      Произведите селектирование информации по уровням  доступности.

 4)  Просмотрите организационную структуру связей в вашей организации, минимизируйте связи, которые передаются от человека к человеку и порождают проблемы.
 5) Используйте активные методы прослушивания и записи переговоров, это позволит задать соответствующий тон и поспособствует созданию благоприятной обстановки общения. Это важно.

6) Подводя итоги, примите решение о проведении ревизии связи.